Итоги круглого стола

Тема в разделе "Проблемы в сфере строительства и землеустройства", создана пользователем Дарья Шматкова, 6 дек 2017.

  1. 16 ноября 2017 года на площадке Торгово – Промышленной Палаты Курской области прошло совещание в формате «круглого стола» на тему: «Актуальные проблемы в сфере строительства и землеустройства». Инициатором проведения совещания выступили строительные СРО Курской области.

    Участие в круглом столе приняли представители СРО, руководители строительных организаций и «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

    В ходе обсуждения были рассмотрен ряд наиболее актуальных проблем строительной отрасли региона, а также выработаны предложения по решению некоторых из этих проблем:

    1. Одной из главных проблем, выявленных на круглом столе, является аукционная практика заключения строительных контрактов. Т.е. то, что контракты на строительство объектов выставляются на аукционы по аналогии с товарными аукционами (в соответствии с федеральным законодательством заключение контрактов на проведения строительных работ проходит в форме аукциона).

    В основу ФЗ фактически легла «калька» с западных товарных закупок по форме аукциона, где до проведения аукциона формулируются параметры закупаемого продукта и торги проходят уже только по единственному параметру: цене. Таким образом, победителем по данной форме торгов считается лицо, предложившее наименьшую цену контракта.

    Если такая форма закупки в целом приемлема для товаров, то для такой сложной (многосоставной) услуги, как строительство она явно не подходит, и несёт в себе опасность как для отрасли в целом, так и для конкретных строительных контрактов, заключенных на условиях таких торгов.

    Понижение цены ниже себестоимости в контракте на поставку либо невозможно, либо несёт заведомый убыток поставщику.

    Понижение цены ниже себестоимости в контракте на услугу, особенно такую как строительство, может предполагать пересмотр самой себестоимости за счет менее надежных технологий при производстве работ, а также за счет менее качественных материалов, формально подходящих под спецификации.

    Таким образом, менее добросовестный подрядчик, заведомо предполагающий снижение себестоимости за счет низкого качества услуг и материалов, всегда имеет преимущество перед опытной и надёжной компанией, для которой такое снижение качества недопустимо. Конкуренция только по цене ведёт как к низкому качеству вводимых объектов и срыву сроков, так и к деградации строительных компаний, вынужденных работать без плановой прибыли и не имеющих никаких плановых накоплений.

    Исправить ситуацию может внесение изменений в ФЗ и изменение формы проведения торгов с аукционов на конкурсы с четко регламентированной методикой выбора подрядчика не только и не столько по цене, сколько по опыту, мощностям, реальному наличию квалифицированных специалистов ИТР с профильным образованием и количеству успешно реализованных строительных проектов.


    2. Так же, одной из проблем, которая негативно влияет на развитие отрасли, являются необоснованные, зачастую заведомо неисполнимые условия, в государственных контрактах на проведение строительных работ. Одним из таких условий является отсутствие предусмотренного контрактом авансирования строительных работ, либо заведомо недостаточное авансирование. В таких условиях строительная компания должна либо использовать собственные средства, либо привлекать заёмные средства в кредитных организациях. Собственных свободных средств при текущей экономической ситуации строительные компании не имеют. Банковское кредитование привлечь практически невозможно, т.к. строительные компании сегодня находятся у банков в «стоп-листах». Таким образом, выиграв контракт без авансирования или с недостаточным авансированием, строительная компания изымает из своего операционного оборота средства на исполнение контрактов, чем существенно подрывает собственную финансовую состоятельность и создаёт в итоге значительные риски для исполнения самих контрактов.

    Решить эту проблему можно внесением изменений в федеральное законодательство, предусматривая при подготовке тендерной документации необходимое авансирование работ по контракту, либо поэтапное финансирование по графику, синхронизированному с графиком производства работ.


    3. Ещё одной важной проблемой, рассмотренной на совещании, является то, что очень часто реальное производство строительных работ по государственным контрактам начинается только в III квартале, а сдать бюджетный строительный объект необходимо до середины декабря. Данная проблема вызвана тем, что лимиты бюджетных ассигнований от одного уровня бюджета к другому доводятся, в лучшем случае в конце I квартала. Далее следует длительная процедура проведения торгов на заключение контрактов. В результате контракт на строительство заключается в середине года.

    Как можно решить данную проблему? Учитывая тот факт, что бюджет принимается на плановый трехлетний период и к концу года уже утвержден, предлагается минимизировать сроки доведения лимитов ассигнований таким образом, чтобы бюджеты, которые их получают, имели подтверждение этого еще до конца текущего года. Это позволит перенести на сроки проведения обязательных процедур, которые предусмотрены законом о закупочной деятельности, и проводить торги на строительные работы уже в начале Iквартала. Эффектом такой организации торгов станет большая стабильность сегмента строительного рынка, ориентированного на госконтракты, своевременная сдача строительных проектов по таким контрактам и существенное снижение объёма брака и недоделок, являющихся неотъемлемой частью «авральных» работ.


    4. Очередной проблемой, которая была поднята во время обсуждения, является лоббирование инвесторами федерального уровня «своих» подрядных организаций. Т.е. когда такой инвестор входит со строительным проектом в регион, он привлекает на строительные работы «свои» подрядные организации или же ставит заведомо не выполнимые условия контракта для местных компаний. Это приводит к тому, что региональные строительные компании остаются «не удел» или выигрывают контракты на кабальных условиях.

    Помочь решить данную проблему может квотирование на федеральном и региональном уровнях процента участия местных строительных компаний в реализации инвестиционных проектов. Квотирование поможет улучшить инвестиционную привлекательность региона, поддержать строительную отрасль и обеспечить работой местное население.


    5. Опасения у представителей строительной отрасли вызывают и изменения в законодательство о строительном контроле (надзоре) за строящимися объектами.

    Исходя из норм нового законодательства строительный контроль может осуществлять организация, которая не имеет никакого отношения к строительству. Отрицательный эффект от принятия этих норм может быть очень значительным.

    На данный момент строительный контроль имеет право осуществлять лицо, имеющее соответствующие лицензии. Лицензия подтверждает наличие специализированного образования и опыта работы в этой сфере. Новые нормы это отменяют. Это приведет к тому, что строительный контроль будет осуществлять лицо, не имеющее не средств, ни специального образования, ни опыта в строительстве, регламентных требованиях к материалам и организации производства работ. Как следствие, это значительно понизит качество вводимых объектов строительства.

    Следовало бы такие изменения в законодательные нормы или отправить на существенную доработку, или не вводить совсем.


    По результатам работы круглого стола было принято решение о направлении предложений по решению актуальных проблем на рассмотрение в Курскую областную Думу и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ)


    Список участников круглого стола:

    - президент союза «Курская торгово – промышленная палата» Тяпочкин Н.М.;

    - общественный представитель автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ)" - Анпилогов Е.Г.;

    - учредитель Группы компаний «Новые Строительные Технологии» - Рязанцев М.В.;

    - заместитель директора АО "Завод КПД им. А.Ф. Дериглазова" - Концедалов В.В.;

    - генеральный директор АО "Льговский завод "Электрощит" - Костебелов Н.И.; - заместитель генерального директора Ассоциации "СРО "СДСКО" - Ашихмин В.И., - генеральный директор ООО "ЕвроСтрой" - Горяинов А.Ю.; - главный инженер ООО "ЕвроСтрой" - Кучумов А.Л.; - генеральный директор ЗАО "СМУ-5" - Лисенков А.А.; - генеральный директор ООО "Комбинат строительных материалов и работ" - Филатов Л.В.; - директор ООО "Промэлектромонтаж" Киселев Е.И.; - директор ООО "Проммонтаж" - Чаликова Н.И.; - заместитель директора ООО "УниверсалСтройСервис" (п. Пристень) - Солгалова В.М.;

    - главный инженер ООО "АгроПромСтрой" - Волынков С.Е.;

    - главный инженер ООО ТСК "Веста" - Казакевич И.М.;

    - главный инженер ООО "Эльдекор XXI плюс" - Яковлев Ю.И.;

    - начальник экспертного отдела Ассоциация "КСОС"- Веденьев А.Н.;

    - индивидуальный предприниматель Евсеев Д.В.
     

Поделиться этой страницей